albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-01-16 10:48:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Жуковского 7, Проза

Ну, вот, дождался счастья - ЖЖ вновь со мной. И опять рассказик из "Жуковского,7". Извините, что не очень веселый.
РОГАТКА

Думаю, что нынешняя ребятня даже не знает, что такое рогатка. А в пору моего детства рогатка являлась оружием, которым владели все, от мала и до велика. Так что, расскажу-ка об этом поподробней.
Рогатки были тогда двух типов. Назову их тут: карманные и боевые. Карманная рогатка делалась из толстой проволоки. Спусковым механизмом служила тонкая резинка. Стреляла такая рогатка шпульками – скобочками из проволоки. Дальнобойность такого «оружия» была невелика. Из нее можно было пальнуть, для острастки, по воробьям или кошке, попасть кому-то шпулькой ниже талии… В основном же, такие рогатки использовались для стрельбы по надувным шарикам, которые во множестве появлялись на пролетарские праздники. Баловство… То ли дело боевая рогатка! Делалась такое оружие из сучка-тройника, тщательно отполированного наждаком. Спусковым механизмом служила тугая плоская резинка, в центре которой имелся кожаный квадратик, в который и «заряжался» метательный снаряд, именуемый муныком. Мунык – это небольшой, но увесистый камешек. Впрочем, иногда, вместо него стреляли картечью – кусочками чугуна или свинца. Била такая рогатка довольно далеко и сильно. Использовали ее для стрельбы по лампочкам или воронам на Пушкинской.
Не припоминаю, чтоб боевые рогатки применялись при мальчишеских междоусобицах. Скорее всего, этого и не было. Тем не менее, родители были категорически против рогаток и, найдя таковую у любимого чада, безжалостно рогатку уничтожали.
Знаю только один единственный случай, когда использование рогаток, причем всеобщее, встретило молчаливое одобрение старших. О нем и расскажу.
Не помню уже, какое торжественное событие в личной жизни предшествовало появлению некоей Ф. во дворе. В одной руке у нее была целая связка кур, во второй нож. Устроившись у дворового крана, Ф. ухватила первую курицу и стала ее резать. Привлеченные новым зрелищем, мы придвинулись, было, ближе, но потом в ужасе отшатнулись. Крики несчастных птиц, лужи крови… Некоторым из нас стало плохо. Ревели практически все! Привлеченные шумом, во двор вышли взрослые и стали урезонивать Ф. Но, кроме того, что она была садисткой, была она еще и мулаткой. То есть, белой женщиной с черным ртом. И вот этот черный рот обрушил на наших родителей черные же ругательства. Руки же Ф. делали свое грязное дело. Не без осечки. Одна из кур выдралась из ее рук и побежала по двору. Кровь хлестала из ее перерезанного горла. Нет, такое и в жутком сне не приснится! Ф. догнала беглянку и изо всех сил пнула ее ногой. Несчастная птица, отлетев, не по своей воле, на несколько метров, упала и затихла. А Ф., как ни в чем не бывало, принялась ощипывать кур.
Родители увели нас домой. Мы не сопротивлялись.
Но, когда стемнело, мы ВСЕ появились во дворе. В руках у каждого была боевая рогатка. Молча выстроились мы перед окнами Ф. «Огонь» – скомандовал старший из нас. И мы выстрелили. Звон разбитых вдребезги стекол огласил двор. Ф. и ее муж вылетели во двор, сотрясаемые жаждой мести. Выскочили и… остановились, наткнувшись на нашу шеренгу. Мы стояли не шевелясь, плечо в плечо и молчали. Заорала Ф. Она призывала немыслимые проклятия на нас, на наших родителей, на близких и дальних родственников… Родители, привлеченные ее воплями, сначала выглянули в окон, а потом вышли во двор. Они стали рядом с нами и тоже молча смотрели на Ф. Потрясенная этим зрелищем, она заткнулась.
- Пошли домой! – сказал мне папа. Я оглянулся. Шеренга наша, распадалась. Родители других ребят так же уводили их со двора. Мы с папой стали подниматься по лестнице к себе на третий этаж. У мусорного ведра папа остановился.
- Выбрось рогатку! – сказал он. Я подчинился. Дома инцидент, произошедший только что во дворе, не обсуждался. Как я узнал на следующий день, в других семьях это не обсуждалось тоже. Во всяком случае, репрессий от родителей не было.
На следующий день окна Ф. застеклили, и жизнь во дворе пошла своим чередом.
Эпизод… Знаете почему я о нем рассказал? А потому, что воспоминание о том, как мы, от мала до велика, стояли рядом, одно из самых ярких в жизни моей, наполненной путешествиями и приключениями.




(30 comments) - (Post a new comment)

Молодцы!
[info]espionne
2005-01-16 01:22 am UTC (link)
очередной залп надо было дать по этой Ф.....)))

(Reply to this) (Thread)

Re: Молодцы!
[info]albir
2005-01-16 01:44 am UTC (link)
Ничего... Ей потом хватило. И взрослые ее не жаловали. В общем, они обменяли квартиру вскорости.

(Reply to this) (Parent)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 02:33 am UTC (link)
М-да! Такое сильное впечатление в жизни. И воистину, оно было лишним.
Я не помню боевых рогаток, наверно, потому что родилась девочкой. Поражает единодушие всех от мала до велика. И какими мудрыми были взрослые твоего двора. Почему-то мне вспомнился 25-й слет КСП, когда 10 тысяч человек стоя и взявшись за руки пели, "Поднявши меч на наш союз" и "Молитва Франсуа Вийон". Правда это была очень положительная эмоция, но тоже сильная, когда я почувствовала себя органической частью чего-то большого и сильного.

(Reply to this) (Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 03:21 am UTC (link)
Уфф. Прошу прошения, не органической, а органичной. :)))))

(Reply to this) (Parent)


[info]albir
2005-01-16 03:32 am UTC (link)
Ты имеешь в виду грушу? Моя приятельница из Кишинева Лиля Минаева была там в прошлом году, говорила, что там тысяч 100 было... А я туда так и не добрался. И в Борзовке никогда не был...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 04:38 am UTC (link)
Нет, не Грушу. Груша всегда была официальная, под эгидой ЦК ВЛКСМ. Я про московский полулегалный слет 9-го мая 77-го года (чтоб не соврать). Полулегальный, потому что, как ни обрубали "хвосты", как ни старались, а народу все равно наезжало в 10 раз больше, чем предполагалось, а после слета слишком активных тягали в органы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-16 05:26 am UTC (link)
Зато сейчас этих слетов и фестивалей множество. Сам парочку устраивал...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 05:48 am UTC (link)
Это потеряло тот смысл, который был.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-16 08:11 am UTC (link)
Так-то оно так, но... Сейчас тебе исполнителей назову и поймешь, что все равно интересно было.
1. Миша Барановский 2. Володя Васильев 3.Боря Бурда 4. Алина Михайлюк 5. Вадик Ланда 6. Сестры Коротыч 7. Лиля Минаева и др...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 01:33 pm UTC (link)
Ты знаешь, я почти никого из них не помню или не знаю. Хотя к нам на слеты приезжали со всей страны. Но в памяти остались в основном знакомые, московские. И я все-таки перепутала. Слет, о котором я говорю, наверно, все-таки не 25-й, а раньше. 21-й или 23-й. Ну, не суть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-16 01:43 pm UTC (link)
Ну, Бурду-то ты, думаю, знаешь. Так вот, он был далеко-далеко не лучшим.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-16 01:46 pm UTC (link)
ну, кто ж не знает Бурду.

(Reply to this) (Parent)


[info]chenai
2005-01-16 02:55 am UTC (link)
Солидарность - великая штука. Спросите у Муссолини.:)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-16 03:33 am UTC (link)
Я ему звонил, но Петаччи сказала, что его нет дома, как вышел в 44-м, так и не возвращался.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]chenai
2005-01-16 04:01 am UTC (link)
Не, вы просто запомните хорошо. СпрОсите потом, попозже...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-16 05:23 am UTC (link)
Всенепременно!

(Reply to this) (Parent)


[info]israelim
2005-01-16 09:01 am UTC (link)
А у нас мальчишки в классе стреляли из рогаток жеванными кусочками газеты. Это было не больно, но противно. Я тоже стреляла из рогатки, но только не в школе. Мы стреляли по мишени. Я, убедившись в своей бездарности, "оплевала" такой вид спорта, заменив его ездой на велосипедах. Не знаю, почему меня мальчишки слушались, но в нашей компашке из 15 человек активных стрелков не было.)
А вы молодцы - единым фронтом выступили!

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-16 09:16 am UTC (link)
Когда-то в одной из повестей я употребил выражение "звенящая ненависть". Мне кажется, что истоки этих слов оттуда, из детства. То, что описано, произвело страшное впечатление и не на одного меня. Все, что мы могли противопоставить злу - это залп из рогаток. А родители сумели нас понять. Впрочем, это, наверное, было несложно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-16 01:52 pm UTC (link)
Хотел послать его фото, но оно что-то не копируется.

(Reply to this) (Parent)


[info]sige_vic
2005-01-16 03:30 pm UTC (link)
Больная женщина... Она хоть после этого случая кур не выносила?
А рогатки у нас в детстве были, но очень эпизодически. В деревню, помню, к знакомым летом ездили с бабушкой, там они были у всех. В деревне вообще ведь лучше традиции сохраняются :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-17 04:06 am UTC (link)
Она не больная. Она просто наглая была. Я уже писал тут, в комментах, что после этого ее вынудили сменить квартиру.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sige_vic
2005-01-17 04:43 am UTC (link)
Ну, мне кажется, что заниматься подобными делами на глазах у детей - это все-таки признак некоторого психического нездоровья...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-17 05:17 am UTC (link)
Наверное... Но, вероятней всего, это признак тупой и самодовольной жестокости. Я ведь и сейчас все это вспоминаю.

(Reply to this) (Parent)

Спасибо за удовольствие
[info]sanlengri
2005-02-16 08:55 am UTC (link)
Очень нравятся Ваши рассказы. Напоминают папины и мамины. Они часто рассказывали мне а теперь рассказывают внучке о послевоенном детстве и шалости у них были похожими и горести и радости.
А фраза "Но, кроме того, что она была садисткой, была она еще и мулаткой. То есть, белой женщиной с черным ртом." вообще шедевр. Спасибо за удовольствие.

(Reply to this) (Thread)

Re: Спасибо за удовольствие
[info]albir
2005-02-16 09:03 am UTC (link)
Завсегда, пожалуйста!

(Reply to this) (Parent)


[info]yan_ka
2005-09-30 10:12 am UTC (link)
А что ж родители, получается, за вашими спинами спрятались? Дали пацанам отомстить, а самим слабо было?

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-09-30 10:14 am UTC (link)
Нет. Это не так. Они дали нам возможность не мстить, а совершить возмездие. Именно так я это понимаю. И благодарен папе за это.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yan_ka
2005-09-30 10:16 am UTC (link)
Сорри. Я это увидел иначе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-09-30 10:19 am UTC (link)
ПРочтите "9 мая". Это об отце.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yan_ka
2005-09-30 10:20 am UTC (link)
Я читаю из вашего профайла подряд. Надеюсь, что и 9-е мая там есть.

(Reply to this) (Parent)


(30 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…