albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-01-21 21:16:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Жизнь Замечательных Друзей, Проза

(Продолжение)
Поехали дальше. На рубли, скопленные частным извозом, купили мандарины. Сами почти не едим. Бережем до дома. Ведь мы же домой едем!
Таможня на границе Грузии и России. Еще хуже настоящей, нынешней.
Это сейчас нынешних детей ничем не удивишь. Киви-ананасы-бананы, что тут говорить уже о мандаринах, стали просто едой, а не лакомством. А тогда мандарины продавались только на базаре и очень дорого. Две-три мандаринки, принесенные ребенку, считались хорошим гостинцем.
Так что, представившуюся по дороге, возможность купить дешевые цитрусовые использовали сполна. Правда, нас предупредили, что вдоль всего пути стоят посты, которые эти самые мандарины отбирают. Но дело было сделано, покупка совершена и мы поехали вперед, очень рассчитывая на удачу.
Самым опасным местом считался пост ГАИ под Гаграми. Дело в том, что вывоз цитрусовых из Грузии запрещали до тех пор, пока республика не выполнит план сдачи их государству. Государство покупало мандарины по 25 копеек за килограмм, что, конечно, было грабежом. Даже перекупщики брали их по 70 копеек. Государству мандарины старались не отдавать, ибо для многих абхазцев урожай цитрусовых был почти единственным источником дохода, а перекупщики, напуганные строгостями, временно пропали. Так что, местным приходилось выкручиваться самим. Вот они и везли, кто, как сможет, мандарины на российские и прибалтийские рынки.
Мы медленно и неуклонно приближались к Гаграм, выслушивая на заправках, где приходилось надолго застревать, все новые и новые страсти.
Нас было пятеро. Норма провоза мандарин на человека не превышала пяти килограмм. Мы купили почти двести. Более полутора центнера деликатесного лакомства, таким образом, считалось криминальным.
По наивности, попытались упрятать и замаскировать запрещенный груз, но опытные стражи законности сразу же его обнаружили.
- Контрабанда! Конфискация! Уголовная ответственность! - вот те немногие понятия, которые остались в голове, после угроз и крика досматривающих.
Тщетно предлагали им какие-то жалкие деньги, тщетно пытались разжалобить рассказами о трудностях нашей работы.
Все они были надежно привиты против таких вот уговоров, а сумма откупных, предложенная нами, подавно не вызвала интереса. Нам объявили, что нашу судьбу решит начальник ОБХСС, который должен вот-вот подъехать и потребовали стать на обочине.
Пришлось подчиниться.
Примерно через час на пост подлетел “Жигуль” с мигалкой и мы осознали, что прибыл тот, кто и будет решать нашу судьбу.
Ни на что хорошее не надеясь, достали бутылку “Кинзмараули” и пошли на поклон.
Я завел довольно уже заигранную шарманку о том, что мы своим трудом на благо Грузинского народа... Ну, и так далее, самому надоело повторять. В заключение речи, я протянул главному ОБХСнику бутылку.
Что тут началось!
Он орал и топал ногами:
- Мне, хозяину, вино? Бегом в машину и ждите! Сам приду с вами разбираться!
- Посадит! - думалось каждому, - Как пить дать посадит!
Да, те полтора часа, которые мы ждали решения своей судьбы, показались не самыми лучшими в жизни.
ОБХСник явился с двумя коллегами, причем один нес небольшой бочонок чачи, а второй корзину с едой.
- Вот так у нас гостей встречают-провожают, - сказал он, довольный нашим шоковым состоянием.
Отпустили нас только тогда, когда все было съедено-выпито, что было трудным делом из-за того, что водители не пили.
- Мы любим гостей и никогда их не обижаем! - так сказали нам на прощание.
Мы уехали счастливые и пьяные, зная, что опасности позади, а впереди долгожданный дом и радость близких от привезенных гостинцев.
На этом можно было бы и завершить мой рассказ. Можно было бы, но...
В то время, когда мы пировали с ОБХСниками, произносили тосты за дружбу, процветание, а главное, за здоровье, совсем рядом с нами, прямо в своем рефрижераторе, где за мясными тушами обнаружили и конфисковали несколько тонн мандарин, повесился водитель.
Но мы узнали об этом только на заправке в Сочи.




(38 comments) - (Post a new comment)


[info]israelim
2005-01-21 11:33 am UTC (link)
Хороший рассказ. Жаль, концовка грустная.
С абхазским гостеприимством я тоже случайно встретилась, когда прилетела в Сухуми. Мне надо было 4 часа ждать отправления автобуса на Цхалтубо. Водитель, когда узнал, что я с родины Горбачева ( а это был первый год его правления), что-то прокричал водителю другого автобуса, и через 10 минут он притащил из ресторанчика шашлыки, сулугуни, зелень. Я пыталась отказаться, так они так обиделись! Говорят, что так нельзя с хозяевами поступать. Мы почти не ели, т.к. не были голодны, но водители были довольны, что смогли продемонстрировать свое гостеприимство.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-21 12:11 pm UTC (link)
Знаешь, там поразительное, даже какое-то пижонское, красивое гостеприимство. Такого нет нигде. Еще много лет спустя, в своей многочисленной компании, за застольем мы пели грузинские песни...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 12:20 pm UTC (link)
В долги влезали, сами кое-как перебивались, но гостя принимали по высшему разряду.

(Reply to this) (Parent)


[info]good_wizard
2005-01-21 11:38 am UTC (link)
Да-а...
А моя мама в ноябре 1977 познакомилась в Сухуми, в автобусе, с Зиной. И Зина предложила не переплачивать на рынке, а купить мандарины у них. Когда мама приехала к ним в Ачадара, Зинин муж Ражден просто обалдел. Но как-то они с мамой задружили. И много лет потом нам слали МАНДАРИНЫ. Таких на Харьковских рынках не было. И как-то провозили через такие блокпосты, платя, конечно, всем, и мандарины, и мимозу, да какую... И все это уходило в Харькове каким-то "оптовикам". А мы покупали их внучкам сандалики и венгерские платьица, если "выкидывали". И еще что-то. И родители с дочкой однажды ездили помогать собирать урожай. И Ирка играла с Экой, хотя одна говорила только по-русски, а другая - по-грузински. И даже из Израиля еще переписывались.
А потом - война у них. И они исчезли. И ничего мы о большой и дружной семье Ломидзе больше не знаем. Какие-то знакомые знакомых были в Сыхуми. Сказали, что Ачадара больше НЕТ. Что Раждена убило бомбой, а Зина умерла в больнице. Что детей, вроде бы, успели отправить к родне в горы... И болит эта вавка до сих пор...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-21 12:08 pm UTC (link)
Годы, прожитые в Грузии, а для меня тогда Грузия была едина, и я объездил ее всю: от Батуми до Ахметы, и очень любима. Люблю я ее и сечас, ибо мне там было хорошо и весело. Поэтому, мне очень больно наблюдать за тем, что там происходит. И я вспоминаю все подряд...

(Reply to this) (Parent)


[info]ya_tanechka
2005-01-21 03:01 pm UTC (link)
Да, рассказ красивый. Только никак не ожидала я такого конца истории. Что же думал тот водитель? До какой крайности дошел? Что вообще с нами со всеми делает жизнь? Эти мандарины были, наверно, его последней надеждой накормить детей... Господи...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-22 12:19 am UTC (link)
Думаю, что так оно и было...

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_orr
2005-01-23 12:19 pm UTC (link)
Могло еще быть и так, что мандарины были не его, и он должен был расплатиться с хозяином. Его могли просто нанять за деньги для перевозки - такое тоже практиковалось.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ya_tanechka
2005-01-23 12:25 pm UTC (link)
М-да, ужас.

(Reply to this) (Parent)


[info]kryller
2005-01-21 07:35 pm UTC (link)
финал впечатляет, да...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-22 12:21 am UTC (link)
Сережа, самое смешное, что фйинал впечатлил, в свое время, меня, а я столько лет таскал в душе эту историю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kryller
2005-01-22 09:46 am UTC (link)
банально, конечно, но скажу. жизнь заполнена событиями и взаимосвязями, такими, что не выдумать при всём желании. и когда оглянешься вокруг, оторвавшись от переживания собственных проблем, замечаешь и многообразие это великое, и борьбу добра со злом, добра с добром, видишь, что вокруг целый мир, океан событий, всего, что можно представить и более того. и впечатляешься... а потом снова как в пыльный мешок, в проблемы и дела мелкие. или крупные, без разницы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-22 09:49 am UTC (link)
Ты очень точно сформулировал условия и смысл творчества. Это когда УМЕЕШЬ содрать этот мешок и УВИДЕТЬ события и взаимосвязи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kryller
2005-01-22 03:56 pm UTC (link)
не обязательно. мешок имеет фактуру, запах - это тоже может быть темой творчества.

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_orr
2005-01-23 12:29 pm UTC (link)
Мы с бабушкой каждое лето ездили в Москву к ее сестре. И обязательно какой-нибудь человек просил бабушку взять в наше купе его чемоданы с фруктами. Если человек вез в Москву два-три чемодана груш, ясно ведь было, что не перекупщик, не барыга, свое везет. Кому это могло помешать? Вплоть до Армавира ходили по вагонам патрули и трясли багаж мужчин - женщин не трогали, а бабка, тем более, была со мной, и билет у нее был ведомственный - она в железнодорожной больнице работала. В деревне наличных всегда было мало, а в краю, набитом фруктами до отказа, трудно было что-нибудь продать, да и не у всех в доме был человек, которого можно было бы отправить в город на базар без урона для хозяйства - каждая пара рук была на учете. И доехать же еще было нужно до города на чем-то. В России люди сидели без фруктов, а у нас они гнили - консервные заводы не справлялись, и тогда по всему городу начинали продавать чищенные мандарины по копеечным ценам. Мы их тоннами ели.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-01-23 12:48 pm UTC (link)
А гранаты? Ведро гранатов стоило 3 рубля! А у нас этой прелести и не видывал никто!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 12:55 pm UTC (link)
А в моем детстве и дешевле. Все было сделано нарочно и нарочно нелогично. Чтобы человек не жил, а метался бы, стараясь выжить, и не было бы у него времени и сил, чтобы задуматься, а если и задумается, чтобы не мог додуматься, в чем дело и откуда ноги растут.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 12:59 pm UTC (link)
Может ты и права, но я думаю, что и сама система была идиотской, и человеческий фактор сказывался. Мы тогда в Кази-Магомеде "стояли". Накупили этих гранатов и устроили консервный заводик. Я тогда банок 10 литровых сока домой привез. Полезно, говорят.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 01:08 pm UTC (link)
При малокровии - исключительно. У меня с гранатами сложные отношения: я совершенно не переношу даже малейшего намека на кислоту. А потому ем только те сорта гранатов, которые обладают почит приторным вкусом. У меня на память о Грузии осталась ненормальная любовь к грушам, но таких, как там, груш я больше нигде никогда не видела и не ела.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 01:12 pm UTC (link)
Я их называл не груши, а Аграфены и ел тоннами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 01:20 pm UTC (link)
Переехав, в Азербайджан я перестала есть инжир. В Грузии Вы помните, какой он - огромный, черно-фиолетовый с багровой мякотью... Мммм...
А в Азербайджане - маленький, желтый с розовой сердцевиной. Все. Как отрезало. А мушмулу Вы пробовали? Райский фрукт! В Израиле есть, но без запаха, а в ней - аромат, чуть ли, не главное качество.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 01:26 pm UTC (link)
Мушмулу не помню.. Помню фейхоа, корольки, хурма...
А инжир самый лучший в Ср.Азии. И лимоны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 01:30 pm UTC (link)
Сегодня сорвала очередную порцию созревших лимонов. У меня два дерева - карликовые, типа кин-кана, и нормальные. Мелкие рву каждые два-три дня по восемь-десять штук. Сегодня было восемь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 01:37 pm UTC (link)
В Ургенче лимоны были оранжевые, почти красные, с кожурой не толще листа бумаги и сладкие! А ароматные какие!!!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 01:50 pm UTC (link)
Никогда не видела таких. Виноград среднеазиатский ела, дыни ела, грецкие орехи, яблоки... Ну, и сухофрукты. Все остальное - только кавказские впечатления.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 01:53 pm UTC (link)
Так я же всюду успел побывать. И в Заполярье, и в Сибири, и в Прибалтике, и на Кавказе, и в Средней Азии... На Дальнем Востоке не был. И в Англии...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 01:58 pm UTC (link)
А у нас?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 02:08 pm UTC (link)
А у вас мой сынишка два года назад побывал. Я ему поездку по высшему классу устроил. Мои друзья его там из группы по очереди забирали, возили, показывали. Приехал в диком восторге. А я все собираюсь...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 02:12 pm UTC (link)
Левконоя с Ихневмоном тоже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 02:17 pm UTC (link)
Левконоя была! И тоже в диком восторге. Рассказывала...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 02:21 pm UTC (link)
Я знаю. Хотят вдвоем приехать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-23 02:23 pm UTC (link)
Ага, это она его завела.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-23 02:31 pm UTC (link)
Надеюсь, они приедут, и мы познакомимся, уже не виртуально, а во плоти.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-24 02:45 am UTC (link)
Конечно!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-24 04:04 am UTC (link)
" Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь! "

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-24 04:25 am UTC (link)
Желание-то у меня есть...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-01-24 04:36 am UTC (link)
Уже хорошо! Я понимаю твою проблему. Я по той же причине уже два года не могу в Москву попасть. Хотя все зовут и обещают кормить, поить и ублажать всячески.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-01-24 04:56 am UTC (link)
Ага! Все точно.

(Reply to this) (Parent)


(38 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…