albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-02-01 10:43:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Жуковского 7, Проза

КИНОСЪЕМКИ
О том, что кино является важнейшим из всех искусств, я начал догадываться еще в раннем детстве. Ведь самым большим украшением той, детской жизни были киносъемки, довольно часто проходившие у нас под мостом. По причинам, изложенным ниже, особенно запомнились съемки двух фильмов. «За власть советов» и «Мексиканец». Первый потому, что тогда я впервые «снялся» в кино, а второй… Впрочем, обо всем по порядку.

Содержание повести Валентина Катаева «За власть советов» я узнал лет на десять позднее, а в фильме снялся, причем неудачно, хотя попадание на съемочную площадку стоило великих трудов и унижений. В фильме была такая сцена: связанных героев-подпольщиков ведут под нашим мостом не то в узилище, не то на расстрел. По бокам – проклятые фашиста, а сзади сочувствующая и плачущая толпа… Ведут их долго, почти до Полицейского моста, пока, наконец за ними не захлопываются железные ворота тогдашнего завода радиодеталей. Так вот, толпа, где стар и млад сочувственно сопровождал героев, состояла, как водится, из массовки. И эта массовка должна была символизировать любовь народа к своим героям и ненависть к оккупантам.
За давностию лет, не припоминаю, удался ли замысел создателям фильма. Да и не суть. Одно только помню явственно: свою страстную, всепоглощающую, немыслимую мечту – попасть в эту самую массовку. Но конкуренция была более, чем жестокой. К тому же, мой несколько семитский вид почему-то не совсем устраивал того, кто эту самую массовку и набирал.
Видя, что прямым и честным путем к заветному киноэкрану не пробиться, мы с моим другом Валькой пошли дорогой несколько кружной. Дяденька, набиравший «артистов», курил одну беломорину за другой. Естественно, папиросы у него быстро закончились. Он стал нервничать. Тогда-то мы и предложили ему свои услуги по снабжению. Сперва он отнесся к такой идее скептически. Еще бы, попробуй, доверь такую крупную сумму, как два рубля, пятнадцать копеек - цену пачки папирос «Беломор-канал» – неизвестным авантюристам едва школьного возраста. В доказательство наших самых честных намерений пришлось сбегать домой и оставить киношнику в залог папины трофейные часы. Правда, тут же меня начал мучить вопрос: а вернет ли кинодеятель залог? Вернул! И вообще, мы стали его самыми доверенными людьми. Он доверял нам, и только нам, бегать за колбасой в «Темп» на улице Розы Люксембург, приносить ему воду, хлеб. В общем, все, что может потребоваться такому занятому человеку. Зато, когда начали снимать, уже описанный выше эпизод, благодетель самолично пристроил нас в первые ряды. Три дубля подряд шли мы вослед за героями, не забывая оглядываться по сторонам - многие ли имеют возможность наблюдать наш триумф.
Как возвысились мы с Валькой с этого дня! Любому встречному, неограниченное число раз рассказывали мы о своем киношном прошлом, намекая на будущее. А как ждали мы момента, когда лучший в мире фильм выйдет на экраны! Дождались. Примерно через год. Утихшие, было, «воспоминания киноактера» возобновились с новой силой. В первый же день, едва фильм начали крутить в клубе имени Дзержинского, мы пошли туда всей семьей. А скольких соседей и знакомых подвиг я насладиться в этот вечер киноискусством! Большую часть фильма я нетерпеливо ерзал, дожидаясь заветного момента. И дождался… Повели, наконец, подпольщиков к воротам не то узилища, не то завода радиодеталей. Пошла следом толпа сочувствующих… А где мы? Нас не было. Только две кепки – моя и Валькина – промелькнули в самом низу экрана. Но не станешь же объяснять каждому, что левая, например, кепка именно твоя. Засмеют. Впрочем, и так засмеяли…
Да-а, тогда я имел, что послушать. И зарекся сниматься в кино. Поэтому, когда под мостом стали снимать фильм «Мексиканец», о высоком искусстве я уже не мечтал. Меня больше интересовали большие зеленые банки с «дымучкой». Это темный порошок такой, который поджигают, когда надо изобразить дым от пожарищ или просто туман. Мне порошок необходим был совсем для другой цели. А именно – для создания супперракеты. Как делалась тогда ракета? Кусок кинопленки заворачивали туго в фольгу, сзади оставлялось отверстие – сопло, а спереди фольга заворачивалась винтом – нос. Ракета ставилась на «пусковую установку», сооруженную из проволоки, снизу зажигали сухой спирт. Под влиянием температуры, пленка начинала бурно дымиться и, наконец, взлетала к бурной радости ракетостроителей. Мои же успехи в этом почетном и трудном деле были, пока, незначительны. Ракеты, сооруженные мной, взлетать не хотели. В лучшем случае, они лениво сползали на асфальт двора, нещадно портя запахом дымящейся пленки атмосферу, в худшем – взрывались прямо при пуске. Я сообразил, что для достижения космических вершин надо менять горючее. Для этой цели, по моим соображениям, вполне годилась киношная дымучка. Своим «ноу хау» я ни с кем не поделился, мечтая вкусить триумф в одиночестве. А для триумфа все имелось. Добытая на съемках «Мексиканца» дымучка, фольга, сухой спирт. Так что, праздник приближался! Он стал совсем полным, ибо в тот день мне купили мои первые взрослые брюки с манжетами и ремешком. Это вам не мышиная, байковая школьная форма, не мохнатые лыжные и, тем более, не короткие штаны. Это брюки! И тем все сказано.
Гордым и отважным вышел я во двор, готовясь завершить свой триумф рекордным пуском ракеты, сделанной по новейшей технологии, то есть, заправленной дымучкой. Установив летательный аппарат на пусковой установке я поджег спирт и присел поодаль, любуясь делом рук своих. И ракета взлетела! Сантиметров на двадцать… А потом, развернувшись в полете, ринулась на меня. Оторопев, я не двинулся с места. И зря, ибо, долетев до меня, ракета начала елозить, шипя и выпуская ядовитый дым, по новым брюкам.. Поелозив несколько мгновений, ракета взмыла вверх и… взорвалась. Радостные крики наблюдателей огласили двор. Не радовался только я. Более того, плакал. Брюки, мои новые роскошные брюки оказались прожжены в нескольких местах. «Государственная премия», ожидавшая меня дома, оказалась вполне достаточной для того, чтоб я понял – ракетостроение, увы, не мое призвание.




(44 comments) - (Post a new comment)


[info]ex_floor_mic479
2005-02-01 01:15 am UTC (link)
"Воспоминанья только потревожь я" © ВВ

Спасибо....

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 01:38 am UTC (link)
Вроде, не за что...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_floor_mic479
2005-02-01 01:40 am UTC (link)
Три "спасиба" не одно. Значит есть за что, если у нас, таких разных, такое одинаковое чуство благодарности. ~~8:>

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]levkonoe
2005-02-01 02:24 am UTC (link)
Вот тут оглавление рассказов этого страшного человека:
http://www.livejournal.com/community/odessa_mama/16035.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-01 02:43 am UTC (link)
Да-а, еще "страшным человеком" обзываетесь...

(Reply to this) (Parent)


[info]mac_
2005-02-01 01:17 am UTC (link)
Блиин! Каак же это знакомо и далёко и тепло и приятно до мурашек по спине! "Денискины рассказы" и папино босячество с пусканием ракет из "той самой" плёнки! Он еще ракеты из артиллерийского пороха делал, который они накапывали из разбомбленного арт. склада. Помнится в детстве слушал его и так ему завидовал! Впрочем наверно все современные пацаны завидовали тому послевоенному времени... это счас страшно подумать что могло бы быть взрывай мы не строительные патроны,а настоящие и всё такое. Хотя и в наше время случаев хватает.

Спасибо большое!

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 01:39 am UTC (link)
Почитайте еще "Развалку" - она где-то на ленте - там про то же.
Спасибо и Вам.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mac_
2005-02-01 03:09 am UTC (link)
Читал!! Я там всёёё уже перечитал! Хочется в твердом виде поиметь, это возможно?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-01 03:36 am UTC (link)
Да, конечно, но со временем. Книжка уже готова, но Сыров только половину картинок сделал. (А картинки лучше текста!) Кстати, в "Мигдале" есть несколько рассказиков в разных номерах.

(Reply to this) (Parent)


[info]annave
2005-02-01 01:23 am UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 01:40 am UTC (link)
На здоровье!

(Reply to this) (Parent)


[info]lastdon
2005-02-01 03:32 am UTC (link)
Замечательно! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 03:37 am UTC (link)
Стараюсь!

(Reply to this) (Parent)


[info]miriana
2005-02-01 07:38 am UTC (link)
Это очень здорово! Спасибо. Сейчас свою историю расскажу:
Я снималась однажды в массовке на Мосфильме летом 1985 года, перед самым получением разрешения на выезд. Снималась по причине весьма прозаической - кушать хотелось, а это была почти единственная работа, где не требовали трудовой книжки и долгого трудоустройства. Вот пришла я со своей знакомой, имевшей некоторое отношение к Мосфильму, на просмотр статистов на роли иностранных корреспондентов (это были съемки фильма "Победа" про Хельсинкскую конференцию). И вот сидит там тетя, вокруг нее толпа, она с тоской на эту толпу смотрит и говорит всем по очереди: нет, извините, вы не подходите... А моя знакомая мне сказала: спокойно, давай подождем в сторонке, пока все разойдутся. Когда все разошлись, мы подошли к тете и знакомая обратилась к ней: "Вот, посмотрите, ОНА подходит для роли иностранной корреспондентки?" Тетя оценивает мою физиономию и просто всплескивает руками: "Так она же и есть иностранная корреспондентка!" (и знала бы она, до какой степени она была права :-))) - то есть, если бы знала, конечно, не пустила бы меня туда даже близко). Так я снялась в этом фильме, и не просто снялась где-то вдали в массовке, а меня с одним афросоветским человеком негром все время там позади главных героев ставили. Мои родители, которые смотрели это кино уже после того, как я уехала, сказали, что я там очень хорошо видна. А я и не смотрела его...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 07:56 am UTC (link)
А мне, как не повезло изначально, так и продолжало... Хотя... В фильме "Служили два товарища" я снова снимался в массовке (там солдаты-белогвардейцы, и я - один из них, не пускали людей на последний пароход, уходивший в эмиграцию. 3 рубля в день! Снимался, снимался, но в фильме себя так и не разглядел. Но, зато, познакомился с Высоцким...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]miriana
2005-02-01 08:04 am UTC (link)
На Мосфильме по пять рублей в день платили! Примерно столько же, сколько я получала, будучи программистом. А съемки были очень нудные, в день делали множество дублей одной-единственной сцены. Программы писать куда интереснее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-01 08:07 am UTC (link)
На съемках можно: играть в преферанс, пить с Высоцким коньяк, закрашенный кофе, заигрывать с актрисульками, спать под реквизитом и снова пить, но уже водку. И за все это еще и платили!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]miriana
2005-02-01 08:10 am UTC (link)
Не, у нас так круто не было! Единственное развлечение - экзальтированные дамы, которые постоянно снимались в массовках и сделали это делом своей жизни. Они говорили с пафосом: "Мы, люди, имеющие отношение к киноискусству..." Бедняги, всю жизнь, видимо, мечтавшие стать звездами...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-01 08:17 am UTC (link)
Ага! Я тоже таких видел. Но самое тяжкое - актрисы-неудачницы... Очень трудное зрелище.
И, если можно, не по теме. Все хотел спросить: - Как дела с работой?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]miriana
2005-02-01 08:22 am UTC (link)
С работой пока никак, к сожалению. Я буду получать пособие по безработице еще полгода, а потом... Мне самой интересно, что будет потом. Уже даже не страшно, а просто интересно...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-01 09:39 am UTC (link)
ВСе будет нормально! Хотя... Как-то глупо все это. И несправедливо...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]miriana
2005-02-01 10:04 am UTC (link)
Как-то все образуется, я уверена. Максимум, придется осваивать новые "специальности"... Ерунда. Я к этому готова.
Спасибо за поддержку! :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_orr
2005-02-02 02:18 am UTC (link)
Мне довелось пить с Высоцким сухое. Он приезжал к нам в институт с концертом, а потом за сценой мы - самодеятельность, СТЭМ, КВНщики - организовали ужин, где он опять пел, уже в магнитофонные микрофоны. Мне удалось втиснуться за стол рядом с ним и даже пару раз чокнуться.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 02:58 am UTC (link)
Вот видите, сколько у нас общих великих собутыльников!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 03:02 am UTC (link)
Мы почему-то меньше стали общаться - Вы не заметили?

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_orr
2005-02-01 04:23 pm UTC (link)
Боже, как воняли эти ракеты! А пленку найти было не так легко - фотоаппараты были редкостью.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-02-01 11:10 pm UTC (link)
Помните, да? А мы часто вместо фотопленки заряжали кины. Это такие кинокадрики, разрезанные по-одному, чтоб удобней было играть в чет-нечет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 02:11 am UTC (link)
Вам было легче - все-таки в городе была киностудия. А в моем суровом детстве все было сложно - и пленка тоже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 03:00 am UTC (link)
Я чего-то вспомнил, как долго и нудно собирал деньги на свой первый фотик "Смена". Как унизительно и противно клянчил у родителей и гостей - а как же! - мятые канареечные рубли (еще старые).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 03:08 am UTC (link)
У меня своего фотоаппарата не было никогда. Но у меня многого не было - велосипеда, например, тоже, хотя я очень хотела. Выпрашивать рубли было бесполезно - их на жизнь не хватало, и я очень рано, чуть ли не в детском саду, это поняла и не нервировала родителей лишними просьбами. У Вас была психика нормального ребенка, а у меня она слегка исковеркана бедностью. Я всегда считала, что бедность портит сильнее, чем богатство. Достаток - одна из очень важных составляющих для формирования нормальной личности.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 03:52 am UTC (link)
В принципе, и да, и нет. Вы забавыете или уже не помните, что бедность тогда и была НОРМАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ, хуже была только нищета, но я и это видел, хоть и не жил в такой семье. И у нас было довольно туго первые послевоенные годы. Вот поэтому, прожженные брюки стали трагедией.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 03:58 am UTC (link)
Значит, я жила в нищете. Потому что в детстве у меня новой одежды не было совсем - мне все перешивали из вещей тети, сестры моей бабушки. Она была состоятельная дама, жила в Москве и присылала нам одежду, которую уже не носили она и ее дочери. Это и был источник для меня - мама хорошо шила. Но машинки у нее не было - она ходила строчить к какой-то своей знакомой. Вокруг нас все были зажиточнее. Если бы не помощь родственников, я не знаю, как бы мы выжили.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 04:08 am UTC (link)
Да, я видел и такое, и это было страшно. Знаешь, об этом и писать-то не хочется. Смешное проще. А я все пытаюсь вспомнить, свою, какую-то особенную реакцию на нищету друзей и... не могу. Я выше написал, что это было страшно. Но это моя реакция нынешняя. А тогда... Вдруг подумал: - А может, я гордился, что живу лучше? Хотя... Точно помню, что лет до семи всегда хотел есть...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 04:17 am UTC (link)
Голода не помню - был плохой аппетит, родители мучались с кормлением. Но в гостях, когда бывала нормальная еда, миф о плохом аппетите развенчивался. Я вареную курицу в первый раз ела почти в девять лет - в гостях, до сих пор помню. Может быть, потому и ела плохо, что дома было не очень. Вкусным обедом считались картошка с селедкой или копченой ставридой. Летом сидели на жареной рыбе и огурцах. Меня забрали из секции плавания, потому что я очень похудела от занятий - бабка испугалась истощения. А как я могла не похудеть, если после занятий - двух часов в воде - я ела хлеб с салом, огурец и чеснок?! Это было все, что бабушка могла мне дать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 04:25 am UTC (link)
Картошка с селедкой... О, это была моя любимая воскресная еда! Нет, не думай, другая еда тоже была в доме, но самая любимая, самая-самая - именно эта. Мы потом неплохо жили. Папа - в штабе округа, мама в академическом институте... Бычки в томате - 33 коп., икра в пирамидальных баночках - штабелями! Но, повторяю, это уже потом... А так, у нас ели примерно то же, что и ты. А еще засолка была на углу, где мы крали соленые помидоры, огурцы и капусту. Я об этом еще напишу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 04:28 am UTC (link)
А когда - потом? Мои воспоминания - это годы 57-59.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 06:12 am UTC (link)
Мои чуть раньше. Конец 50-х - это уже относительное благополучие.

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_orr
2005-02-02 04:19 am UTC (link)
"А может, я гордился, что живу лучше?"
Не исключено. Дети вокруг меня все время хвастались тем, что им купили или купят то и это. Я одна помалкивала.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 04:27 am UTC (link)
Нет, я не хвастался. Это точно помню. Но гордился, что у нас, у всех свои кровати, например...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 04:36 am UTC (link)
У меня своя кровать появилась лишь в студенческом общежитии. Крабов я попробовала впервые лет в двадцать, если не позже. Я помню, что родители моих одноклассников меня недолюбливали: знаешь, ведь дети очень чувствуют отношение окружающих. Я потом поняла, почему. Я настолько опережала в интеллекте всех, даже самых лучших учеников, что эти благополучные мамы и папы просто злились, как это я, нищая девчонка, место которой где-то позади, опережаю их деток. Я ведь знала немало детей, которые жили, приблизительно, так же, как и я. Это все были семьи ужасных плебеев, каких-то пьянчуг, матерей-проституток. Я должна была быть среди них. Если бы те усилия, которые я затратила, чтобы вылезти из своего слоя, я потратила на учебу и саморазвитие, если бы это было в другой стране, я была бы или Нобелевским лауреатом, или миллионершей, самостоятельно заработавшей свои миллионы. Без хвастовства.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 06:16 am UTC (link)
Все нормально. У меня, правда, окружение (взрослое) было довольно элитное (режиссеры, профессура), но во дворе и в школе тоже выделялся. Сперва способностями, потом ленью, потом, когда всерьез начал писать забил болт и на школу и одноклассников. Пробиваться не приходилось, просто брался за что-то и... был лучшим. Только лень, лень, лень... Как я ее люблю!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 06:44 am UTC (link)
У меня окружение было похоже на Ваше. Именно поэтому взрослые из этого окружения не могли понять, почему их детей обгоняет девочка из "низов". Родители были интеллигентными людьми, но из-за всех войн, репрессий, болезней стали никем. Мы жили без отца, у мамы и бабушки не было профессий: отголоски бабушкиной довоенной номенклатурной жизни, в которой жене ответственного работника не нужно было работать. У мамы юность съела война, потом она непрерывно болела. Не до интеллигентности им было. Работали там, где " приличным " дамам не подобало. Мое " я все далала лучше всех " мне не помогло. Всегда находились люди, у которых была нужная прописка, возможность посидеть на хлебах у родителей, покуда у них дело пойдет - они-то меня и обгоняли. А лениться я не имела права.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-02-02 12:28 pm UTC (link)
Только что ушел мой друг - компьютерный гений, который поменял мне диск, а то места не было. Так что, продолжаем.
Мне кажется, что, в итоге, Вы, все-таки, в выиграше. Пусть это и позже, чем Вам бы хотелось. Вы прекрасно пишете и, конечно, наверстаете свое. А где те, сытые и благополучные? Умеют ли они хоть сотую из того, что умеете Вы? Все, что Вы рассказали (и расскажете) мне не только интересно и важно, но и прибавляет восхищения Вами. Не знаю, сколь это существенно для Вас, но, по крайней мере, знайте об этом!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leon_orr
2005-02-02 01:10 pm UTC (link)
Правда? Вот спасибо. Очень существенно. Я чахну, когда меня не подхваливают и не ободряют. Издержки детских комплексов. Я растеряла всех своих батумских одноклассников. Кое-кто уже даже умер, представляете? Рассказ " Пляжные разговоры " явился следствием моей единственной поездки в Батуми, уже взрослой. Я никого не нашла - все или уехали, или поменяли квартиры. Ничего ни о ком не знаю, кроме одной девочки, которая умерла. Ужасно было это слышать: мне было меньше сорока, а мне сказали, что она умерла шесть лет назад, то есть, совсем молодой, бедная. Единственная дочь была в еврейской семье. Папа был журналистом в " Заре Востока " - идиотское название для грузинской газеты: какой это восток, православные же люди! Я знаю только, что в Москву и Питер вылезла я одна. А из всех моих одноклассников за все время моей учебы нас таких было четверо. В те годы это считалось крупным жизненным успехом, но каких усилий он требовал!

(Reply to this) (Parent)


(44 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…