albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-04-27 17:45:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Из Жизни Замечательных Друзей
Римские каникулы-2
В Соборе Святого Петра сразу же познакомился с японцем. Ненадолго. Я его, его же фотоаппаратом сфотографировал у Пьеты, а он меня, уже моим. Я получился, Пьета нет. Она там за стеклом. Стекло от вспышки бликует. Дальше бродил сам. Долго…
Впервые почувствовал, что как-то сопричастен всем людям, находящимся тут. Это, как дома за столом, где все свои. Сел на скамеечку. Редкое чувство покоя на душе.

После Собора – Сикстинская капелла. Я же на несколько дней приехал. Надо столько успеть…
Воспоминания отрывочны. Фрески, полотна… Можно и подробней, но же не путеводитель сочиняю.
Несколько залов Шагала. Уйти не могу! Дошло, какой это великий художник. Счастье!
Уже возле выхода вспомнил, что не видел скульптуру. Пришлось странствовать по второму разу. Аполлон… Не удержался, перешагнул через канат и тронул его рукой.
Лаокоон… С целыми гениталиями! У нас в Одессе тоже есть Лаокоон, но сохранность гениталий зависит от степени испорченности очередного правителя и, порой, от настроения молодых людей, гуляющих (и выпивающих) рядом. Так что, когда как.
Слава Богу, между Сикстинской капеллой и Пинакотекой есть кафетерий!
Но сперва по дороге (по дороге!) в Пинакотеку потрясение. Встреча с земляками! Это, как мордой об стол! Неужели и я так явственно совков? Все! Настиг комплекс неполноценности!
Я брел на полусогнутых к выходу, мечтая где-то упасть на скамью, закурить и... Правда еще больше мне хотелось пить. Наконец, у выхода заметил автомат, продающий баночки с прохладительным. В окошке были выставлены виды напитков и их цены. Против баночки, которую я выбрал для себя, стояло 500+500. То есть 1000 лир за все удовольствие. Монет по 500 лир не было, и я опустил в прорезь тысячелировую монету, справедливо ожидая от автомата минимальных знаний арифметики. Как бы не так! Автомат не отреагировал на мой взнос, и воду я не получил.
Что мы делаем на Родине, когда автомат отказывается нас обслужить? Правильно! Я чуть было не сделал то же, но меня остановил голос:
- А ты вдарь его, как следует, заразу!
Я вздрогнул, опомнился и оглянулся. Ну, то, что это “наш” человек понял сразу. И не по одежде. А по чему? Сам не знаю. Но я, по крайней мере, слышал его голос. А как он вычислил меня? Может все проще и он, так же пострадав от этого автомата, просто советовал товарищу по несчастью, как справиться с бедой, употребляя при этом единственно доступный ему язык?
Нет, я не стал бить по автомату, а молча отошел в сторону. Вокруг колыхалась толпа, перемещаясь из Сикстинской капеллы в Пинакотеку.

Кафетерий. Спасение. Бери, что хочешь, а цена видна в окошечке кассы. Так что, не нужно изобретать слова и жесты, чтоб получить желаемое. Устал. Пристраиваюсь с подносиком за длинный стол. Стулья пластиковые, жесткие. Наверное, чтоб долго не рассиживались. Несмотря на гигантскую площадь кафетерия, желающих поесть множество. Общение с искусством физические силы как раз отнимает. Душевные? Ну, это зависит от души.
- Соотечественник, ладно, - думал свою думу, - но почему все-все, эти японцы-итальянцы-немцы-англичане, так безошибочно определяют нас и нашу страну, еще не сказав с нами ни слова?
Хороший вопрос я себе задал. Теперь мучаюсь над ответом.
Может, потому, что все мы: русские, белорусы, евреи, украинцы, узбеки и прочие выходцы из одной страны. И, как бы не назывались теперь наши государства, имя этой стране - Совок. А Совок ставит свою печать-клеймо на любого. И не поможет тебе знание языка, одежда от кутюрье и полные карманы денег. Ибо стоит с кем-то заговорить, как собеседник понимающе улыбнется и молвит:
- Россия!
И будет прав...
И теперь можно и нужно бросить клич:
- Совки разных стран, разъединяйтесь!
Но клич этот бесполезен, ибо разъединиться мы не можем. Мы всегда будем думать и жить одинаково, несмотря на границы, бедность или богатство, образованность или невежество. И, как и прежде, нами будут пугать детей, а мы будем бояться и ненавидеть друг друга. И родное совковое лицо, увиденное где-то на Сейшелах, в Мексике, да где угодно, вызовет раздражение и стыд.
Да, я предвижу обвинение в том, что не люблю свой народ. Более того, оно будет справедливым. Хотя, причем тут народ?
Я и себя не люблю. Вернее, люблю, но не уважаю. Потому что, плоть от плоти своего народа. И вина на мне, и тоска на мне, и беда на мне.
Просто, поняв, осознав все, что со мной происходит, происходило или произойдет, я, быть может, сумею понять и остальных, обретя право что-то делать в этом мире. Ведь не все же годы, месяцы и дни прожиты зря.



(64 comments) - (Post a new comment)


[info]levkonoe
2005-04-27 08:05 am UTC (link)
И вина на мне, и тоска на мне, и беда на мне.

Эпично.
Много думала...
(без шуток абсолютно)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-04-27 08:12 am UTC (link)
Много думала...
(без шуток абсолютно)
Ира! Уверен, что это Вас не испортило!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]levkonoe
2005-04-27 08:22 am UTC (link)
Сногсшибательно. Что, так похоже, что это в первый раз?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-04-27 08:27 am UTC (link)
Обижаете. ТАК пристально я за Вами не наблюдал...

(Reply to this) (Parent)


[info]israelim
2005-04-27 09:18 am UTC (link)
Ну и что ты комплексуешь? "Русские идут!"))) Подумаешь, нас кто-то будет бояться, не уважать или еще что-нибудь! Это их проблемы - боящихся. Мы узнаваемы, да! Не всегда в плохом смысле, кстати. Даже чаще - наоборот. Я не беру всяких "новых" русских, которые потихоньку постигнут и постигают культуру поведения в обществе. Но быть за границей в обществе коренных израильтян - еще тот подарочек! Это как в толпе цыган: гвалт, чавканье, беспардонность. Иногда стыдно. В прошлом году в одной гостинице было человек 200 немцев и в два раза больше израильтян. В столовой утром, пока израильтяне опаздывали, был порядок и тишина, немцы в очередь к кофейным аппаратам... Приходит человек пять наших "нерусских" израильтян, и балаган такой, будто русских сотни полторы собралось! Очередь...
- А? Какая очередь? Ты спешишь, ну бери, бери! Я не возражаю! - милостиво орет на иврите "наш" толстяк немцу, размещая свой живот сразу за ним, и тут же машет толпе своих друзей, к которым набегает еще группа.
Я балдела... Если на улице встречала жующего на улице во время ходьбы, могла сразу обращаться на иврите.
А насчет Шагала... Я - "серая": не оценила! В Иерусалимском музее специально в зал современного искусства ходила. Неет! Я от классицизма без ума.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-04-27 09:35 am UTC (link)
Я не комплексую... Хотя трудно жить с клеймом. Пусть даже это клеймо суппермена. Кстати, о немцах. Жил я как-то с ними в одном отеле в Анталье. Так, не поверишь, более невоспитанных людей в жизни не видел. Кричат, сорят, беспардонные и нахальные... А дело было в начале мая. А 8 мая мы как следует почему-то накушались сперва водочки, потом джина, потом... В общем шла компания "наших людей" и бросала немцев в бассейн. А они радовались...
А Шагала очень люблю. Аж дух захватывает. Знаешь, как это бывает? Проходишь мимо картины раз, другой, десятый... И вдруг. Это, как любовь внезапная, как удар молнии. Стоишь и мороз по коже. И понимаешь - это твое!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]israelim
2005-04-27 10:56 am UTC (link)
Мы тоже в Анталии с немцами жили. Нормально! Очень культурный народ.(А, может, это было в сравнении с израильтянами?))) И на экскурсиях, и в общении ...(Правда, мой "чистейший" немецкий понимали, но думали, что это идиш, которого я не знаю.))
А вот про "мороз по коже" - знакомое ощущение. Например, часа полтора не отходила от полотна Иванова "Явление Христа народу" в Третьяковке лет 20 назад. В прошлом году специально этот зал оставила напоследок - не заходила, пока все не обошла. Ощущение то же. Правда, времени было поменьше: на всю Галерею 8 часов. А в зал современного искусства даже не пошла: не мое это. Вот Эпоха Возрождения, фламандская живопись, импрессионисты - это бальзам на душу. Каждому - свое!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-04-27 11:08 am UTC (link)
Из русских художников люблю Серова, Коровина, Куинджи, Зинаиду Серебрякову. Это не все, но этих больше всех.
Очень люблю Моне, Дега, Сезанна... Ой, еще Дюфи!
Самые любимые - Брейгель и Босх.
Нет, так нельзя. Заведусь перечислять - весь журнал заполню.
Да, еще иконы очень люблю!
В общем... говорить на эту тему могу часами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]israelim
2005-04-27 12:18 pm UTC (link)
Саш, ты меня поражаешь своей многогранностью! Есть вещи, в которых ты не компетентен? Ну скажем так: которые тебе не интересны?)) О чем не скажешь, ты часами можешь говорить! Просто жаль, что далеко живешь, чессслово!)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-04-27 12:43 pm UTC

[info]piligrim
2005-04-27 09:30 am UTC (link)
Присоединяюсь к предыдущему комментатору:
"Вернее, люблю, но не уважаю. Потому что, плоть от плоти своего народа. И вина на мне, и тоска на мне, и беда на мне."
О какой вине речь? За что?

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-04-27 09:40 am UTC (link)
Давайте так. Прочтите еще раз текст. Потом, повспоминайте о совке, о жизни в нем, о том, как всех он изуродовал, как боялись его... А потом, если захотите, снова задайте свой вопрос. А я попытаюсь ответить. Собственно... Я это уже сделал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]piligrim
2005-04-27 09:51 am UTC (link)
Перечитал. Вопрос остался. Даже не столько по поводу Вашего личного комплекса вины (это всё же в большой степени Ваше личное, даже интимное дело и открывать его причины или нет - решать Вам), а вины народа.
По поводу тоски и беды его, в общем, понятно. Но, честно говоря, удивило неуважение к своему народу. Почему?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-04-27 10:12 am UTC (link)
Да, я предвижу обвинение в том, что не люблю свой народ. Более того, оно будет справедливым. Хотя, причем тут народ?
Ничего, если ответ будет длинным?
Я примерно на 10 лет старше Вас. В нынешнем контексте это несущественно. Но я ПОМНЮ, а мне тогда было 5-6 лет, как все в доме просыпались, когда ночью во дворе раздавались шаги. Иногда, кто-то поздно возвращался домой, несколько раз, а я это ПОМНЮ, кого-то уводили. Особенно, почему-то, в 1952 году. Может и прежде, но помню, что помню.
Я ПОМНЮ голод 1963 года, ПОМНЮ очереди за едой с номерками, помню, при этом, пионерские и комсомольские собрания, когда нам рассказывали, как хорошо мы живем.
Я ПОМНЮ Прагу 1968. Такого стыда и горя я не испытывал никогда. Горя, вернее, и больше бывало, а стыда - нет!
И опять нам пели про лучшую в мире страну. Но мы уже не верили...
А еще я ПОМНЮ собрания в НИИ, где клеймили тех, кто ехал на ПМЖ. И те, кто клеймили, им, втихаря, завидовали. Я - нет. Я вопрос отъезда в другую страну сразу и навсегда решил отрицательно. Но многие, ох, многие...
Я ПОМНЮ, как арестовывали моих друзей за инакомыслие. Павловский, Игрунов, Петя Бутов... Ох, сколько их было. Я ПОМНЮ, как тягали и нас. И моего отца, который работал в Округе, и через него пытались воздействовать на меня.
Я ПОМНЮ, как мучали Пастернака, судили величайшего поэта (как по мне!) Бродского, Даниэля и Синявского.
Я ПОМНЮ Авганистан и грузы 200. А Марина Влади как-то рассказала, что в этих грузах 200 перевозили наркотики...
Я много чего ПОМНЮ.
И я, какой бы я ни был, оттуда. И это не моя вина, а моя беда. И я с ней живу. А я часть этого народа, за который Вы вступились. Но не надо вступаться. Ведь я же нашел в себе силы спросить: Хотя, причем тут народ?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]piligrim
2005-04-27 11:14 am UTC (link)
Я, собственно, ни за кого пока не вступался. Я всего лишь поинтересовался природой стыда. И личного, и "за народ".
Я тоже помню многое из того, что Вы перечислили. И то, как в начале 60-х муку выдавали к праздникам по домоуправлениям, и с тем страхом, о котором Вы пишите тоже столкнулся непосредственно, когда не мог понять, зачем было уничтожать ценный по моему мнению, семейный исторический документ.

Но в чём Ваша вина во всём этом, о которой Вы написали в посте? Или вина народа?
(Ради справедливости стот сказать, что в этом Вашем ответе я уже про вину не вижу)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-04-27 11:25 am UTC
(no subject) - [info]piligrim, 2005-04-27 11:51 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-27 12:49 pm UTC
(no subject) - [info]piligrim, 2005-04-27 01:17 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-27 01:51 pm UTC
(no subject) - [info]piligrim, 2005-04-27 08:30 pm UTC
(no subject) - [info]piligrim, 2005-04-27 11:32 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-28 02:58 am UTC
(no subject) - [info]piligrim, 2005-04-28 03:23 am UTC

[info]ex_skazochka1
2005-04-27 11:01 am UTC (link)
Растравили душу , растравили :)) Я в Италию хочу!:)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-04-27 11:04 am UTC (link)
Так и я хочу. Соскучился...

(Reply to this) (Parent)


[info]mrka
2005-04-27 12:40 pm UTC (link)
Честно говоря, поведение практически любых туристов за границей вызывает раздражение и недоумение. Сколько угодно вижу вопящих и прущих напролом американцев и немцев, да кого угодно. Но за свой народ всегда гораздо больнее и стыднее. Когда слышишь: "Сережа, Сережа, сфотографируй меня на фоне Венеры!" - ужасно становится неловко. Но, вполне возможно, что японцы рядышком говорят то же самое. Только мы этого не знаем.
Несколько залов Шагала - это счастье.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-04-27 12:52 pm UTC (link)
Да, все так. Но больше всего поразило то, что он, ни на секунду не задумавшись, меня "вычислил". А японцы не говорят такое рядышком. Мы с тем японцем немного, в меру моего английского, поболтали, и он мне сказал, что его очень утомляет шум вокруг. Они вообще тихие и вежливые.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mrka
2005-04-27 01:18 pm UTC (link)
Они тихие и вежливые, это точно. Но они безумно любят фотографироваться на фоне, и ЧТО они тихо говорят, мы не знаем. Но, конечно, хорошо уже то, что тихо.
Может быть, он не "вычислил". Могло быть совпадение, что-то услышал случайно, мало ли. Например, Вы могли, не заметив, шопотом сказать "ВОТ ЧЕРТ!"

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-04-27 01:55 pm UTC (link)
Да нет... Я, честно говоря, даже дернулся, было, чтоб этот автомат стукнуть. Но сразу одумался. Может это он машинально? Увидел ситуацию, вспомнил, что всегда, в таких случаях, делал и машинально же присоветовал? А я сразу рефлексировать начал...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mrka
2005-04-27 02:02 pm UTC (link)
может быть и так. Больше сам себе сказал, чем Вам. В общем, не стоит это и в голове держать. В любом случае - мы такие, какие есть. Невозможно "стараться, чтоб никто не подумал..." И еще. "Вина, беда и тоска" - это не только наше. Разве этого нет у тех же немцев? Да если подумать, у любого народа - ближе ли, дальше ли... Только одни больше рефлексируют, другие меньше, а третьи и вообще все давно забыли.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]albir, 2005-04-27 02:11 pm UTC
(no subject) - [info]mrka, 2005-04-27 02:23 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-28 03:02 am UTC
(no subject) - [info]mrka, 2005-04-28 03:18 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-28 10:37 am UTC
(no subject) - [info]mrka, 2005-04-28 12:19 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-29 04:24 am UTC
(no subject) - [info]mrka, 2005-04-29 04:37 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-29 04:45 am UTC
(no subject) - [info]mrka, 2005-04-29 05:17 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-04-29 06:46 am UTC
(no subject) - [info]mbla, 2005-05-05 01:55 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-05 02:40 am UTC
(no subject) - [info]mbla, 2005-05-05 03:38 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-05 11:17 am UTC
(no subject) - [info]mbla, 2005-05-05 04:13 pm UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-06 01:17 am UTC
(no subject) - [info]mbla, 2005-05-05 01:53 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-05 02:41 am UTC
(no subject) - [info]mbla, 2005-05-05 02:57 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-05 11:19 am UTC

[info]santagloria
2005-05-11 04:19 am UTC (link)
"И, как и прежде, нами будут пугать детей, а мы будем бояться и ненавидеть друг друга. И родное совковое лицо, увиденное где-то на Сейшелах, в Мексике, да где угодно, вызовет раздражение и стыд." - странно так. Обычно при долгом соприкосновении с другой культурой это все проходит...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-05-11 07:15 am UTC (link)
""Обычно при долгом соприкосновении с другой культурой это все проходит...""
Уверен, что Вы правы. Но... Какое "долгое соприкосновение" может сопутствовать туристам? Соприкоснуться с другой культурой (в данном случае более высокой, недосягаемо высокой!) нужно еще и захотеть. Я замечал не раз, что, чем невежественнее человек, тем неохотней воспринимает он культуру вообще, а иную, тем более... Тут даже не станем говорить о тех, кто "из грязи да в князи...".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]santagloria
2005-05-11 07:26 am UTC (link)
согласна - по поводу "захотеть"
и об уровне невежественности.
но все же - отчего сразу

"в данном случае более высокой, недосягаемо высокой" ???

PS "почему все-все, эти японцы-итальянцы-немцы-англичане, так безошибочно определяют нас и нашу страну, еще не сказав с нами ни слова?"
по чему?
по выражению глаз и готовности к улыбке.
видно сразу и за километр.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-05-11 08:06 am UTC (link)
более высокой, недосягаемо высокой...
Да потому, что в моем любимом городе Риме (после Одессы, конечно!) человек становится, опять же, если он этого захочет, частью человечества. Войдите в Базилику Марии Маджиори (Я правильно произнес?) и Вы поймете меня. А общечеловеческая культура, культура ПРИНЯТАЯ людьми, очень высока!

По-моему, или в итальянских записках или в "Фонтане Треви" я писал, что на второй день очень болели мышцы, ведающие улыбкой. Учился улыбаться...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]santagloria, 2005-05-11 08:16 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-11 08:23 am UTC
(no subject) - [info]santagloria, 2005-05-11 08:31 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-11 08:38 am UTC
(no subject) - [info]santagloria, 2005-05-11 08:41 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-11 09:18 am UTC
(no subject) - [info]santagloria, 2005-05-12 01:06 am UTC
(no subject) - [info]albir, 2005-05-12 04:05 am UTC

(64 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…