albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-08-10 20:19:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
ПОЛУЕВРЕЙ (сегодня немного)
Гноили чужие. Как и положено чужим.
Гноили свои. Чтоб чужие видели, что они понимают и стараются.
Гноили друзья, у которых нет-нет да выскакивала фраза типа:
- Ты для меня не еврей, а нормальный русский парень!
Каково?! Это сказано человеком, который действительно был моим другом. Бывшим, конечно... А ведь он искренне считал, что сказал мне нечто приятное, ободряющее.
Нет, встречались, и не так редко, другие люди. Но они были исключением, которое так часто и так обидно подтверждало правило.

Какова патетика, а? И это в разговоре с самим собой! Стоит ли? Эдак дойду до утверждения, что жизнь как-то не так сложилась, не удалась, в общем. Но это не так! Я прожил жизнь, как умел, а не как мечтал? Ну, и что? Никто и никогда не скажет, не посмеет сказать, что все планы и мечты осуществились, удались. Да, кому-то везло больше, кому-то меньше... Но и мне грех жаловаться!
Но сейчас я один!
Этот настойчивый лейтмотив моего нынешнего состояния больно часто врывается, взрывая воспоминания и размышления. (смотри-ка, совсем как Жуков заговорил).
Господи! Сколько раз, сколько раз мечтал я о необитаемом острове! Хоть ненадолго побыть одному, совсем одному, собраться с мыслями...

Господи! Ты осуществил мою мечту! Но почему так поздно, так не вовремя?

Сажусь в старый, еще мой, шезлонг, закуриваю... Вся жизнь проходит передо мной, то медленно, то быстрее, то вовсе останавливаясь, как в стоп кадре.

Я, как многие и многие, родился в первый послевоенный год. Мне, как многим и многим, повезло! Я не знал войны, мой отец вернулся живым. Про голод сорок седьмого, аресты и пытки узнал много позже, и не был обезображен покорной усталостью и страхом.
Отчетливо помню себя и в три года, и в пять... Но первое, самое яркое воспоминание - это уже пятьдесят третий год, мне шесть, март, умер Сталин.
В школе нет занятий - радость!
Мамин день рождения - радость!
Папа непривычно весел, улыбчив, охотно общается со мной - еще какая радость!
Ну, почему, почему так рыдает пьяный папин однополчанин, забредший к нам, почему все время спрашивает, почти кричит:
- Что теперь мы будем делать? Как теперь жить?
Потом, когда он ушел, я спросил у папы об этом. Отец был немногословен:
- Пьян!
Нет, что-то тут не то. Почему папин друг так горюет, а папа радуется? Спрашивать опасаюсь, но запоминаю, запоминаю, чтоб спросить потом. Это «потом» растягивается на несколько лет.
- Папа ты почему тогда радовался?
- Потому, сын, что умер самый страшный убийца!
- Гитлер?
- Нет, его учитель, Сталин!
Мне уже десять. Я никому не рассказал об этом разговоре.
Вообще, в десять лет я стал, как тогда казалось, довольно взрослым человеком. Во всяком случае, самостоятельным. Родители работали, бабушка умерла, когда мне было шесть, так что целыми днями я не только предоставлен самому себе, но и получил массу домашних обязанностей.
Главное, к дикой зависти ребят со двора, на мне почти все покупки по дому. И, по неписаному закону, вся сдача мелочью! Иногда больше, иногда меньше, но на кино и сладости обычно хватало. Так что, я слыл довольно денежным человеком, что обеспечивало определенные привилегии в дворовых делах. Опять же, по неписаному закону, просить или, того хуже, забирать деньги никто во дворе не мог. Иное дело, если угощал или покупал что-то. Самокат, например, или новенький «Вальтер», найденный на соседней развалке. Покупка и есть покупка! Самокат, конечно, являлся вещью дорогой, даже предметом роскоши, а вот пистолет мог позволить себе любой, было бы желание.
Дело в том, что в доме напротив нашего во время войны было что-то вроде немецкого штаба. С бомбоубежищем в подвале. Дом взорвали или разбомбили. Я же уже упоминал - развалка. Но подвал-бомбоубежище сохранился. Дорогу туда старшие ребята проторили довольно быстро, и их экспедиции всегда приносили добычу. Однажды они притащили целый ящик фашистских орденов, которые так славно ложились под трамвай № 23, проходивший недалеко, по Канатной.
Чаще же всего ребята возвращались из экспедиции под землю с оружием. Что с ним делать? Естественно, торговать, ибо свои собственные арсеналы забиты-перезабиты. Товара много, а покупателей кот наплакал, к тому же не все кредитоспособны. Законы рынка работали и тогда, когда о них понятия никто не имел. Цены поползли вниз, и вскоре оружие стало доступно даже самым нищим, по дворовым понятиям, мальчишкам и, не удивляйтесь, девчонкам.
Так что, в почти единственную тогда игру - войну или ее разновидность - казаки-разбойники, играли мы солидно вооруженными. Правда, стрелять запрещалось. И это тоже был неписаный закон. Конспирация! Стреляли только в подвале, упоминавшейся развалки. Но нас, малышню, туда не брали.
Родители, конечно, иногда обнаруживали наши арсеналы, изымали со скандалом и поркой, но...
Так продолжалось до тех пор, пока мы, найдя целый ящик с запалами от гранат, не принялись трудолюбиво разбивать один из них молотком. Естественно, запал взорвался. Никого, Слава Богу, не убило, но поранило всех. У меня до сих пор на руке, ближе к локтю, имеется шрам - недобрая память из детства.
Так вот, родители объединились и провели повальный обыск не только дома, но по чердакам и подвалам. Обнаруженное потрясло даже, видавших виды, фронтовиков! К нашему отчаянию, все было утоплено в дворовом сортире, так что, пришлось перейти на более мирные игры.
Тем более, что развалку стали отстраивать. Делали это военнопленные, причем довольно быстро. Так что, источник вооружения пропал. И слава Богу.
Кстати, ввиду того, что евреев во дворе жило довольно много, жидами нас не дразнили. Называли маланцами.
В классе, помнится, евреев тоже имелось немало. Правда, уже тогда, все половинки, а и их хватало, носили фамилии благозвучные. Поговорка о том, что бьют не по паспорту, а по морде, появилась много поздней.
Что запомнилось из начальной школы? Наверное, классная руководительница. Она была дочерью или внучкой известного революционера, в честь которого даже назвали улицу, и обучала довольно своеобразно. Основным педагогическим оружием служил толстый красный карандаш, используемый и для проставления оценок, и для ударов подопечных по голове. Без шишек домой почти никто не возвращался. Даже отличники, ибо и у них случались ошибки. Все жалобы родителей директор школы, по причине, названной выше, попросту игнорировал. Так что, во мне, еще со школьных времен, созрела устойчивая неприязнь к старым революционерам и их потомкам. Впрочем, как и красному цвету. Так что, окончание начального образования и расставание с «учительницей первой моей» встретил с радостью.
Школа... Как был счастлив, закрыв ее двери, зная, что никогда не вернусь сюда..
(И завтра будет...)



(22 comments) - (Post a new comment)


[info]ex_skazochka1
2005-08-10 10:23 am UTC (link)
Читала про оружие и думала , что тогда это были военные запасы , про них просто забыли , не до того было... Зато теперь сознательно превращают свои дома в арсеналы , для мерзких , страшных целей - и так тошно стало!

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-10 10:27 am UTC (link)
Знаете, я перечитывал еврея для этой публикации, и поразился тому, как много тут обо мне. И ведь не хотел этого. Много сюжетиков отсюда, как-то незаметно для меня, стали рассказиками с Жуковского, хотя там я поселил Художника...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_skazochka1
2005-08-10 10:38 am UTC (link)
Мне как раз очень нравится , что все эти ваши повести как-то перекликаются друг с другом , что об одних и тех же событиях рассказывают разные люди. А как же не о вас будет? Если все через вашу душу проходит ?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-08-10 01:16 pm UTC (link)
Да, конечно.

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2005-08-10 10:42 am UTC (link)
Зато теперь сознательно превращают свои дома в арсеналы , для мерзких , страшных целей

О чём речь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_skazochka1
2005-08-10 11:15 am UTC (link)
О нашей сегодняшней жизни. То тут , то там в квартирах находят оружие и взрывчатку , и не для игры , как послевоенные мальчишки , и не мальчишки вовсе.

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2005-08-10 10:34 am UTC (link)
жидами нас не дразнили. Называли маланцами.

:-)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-10 01:17 pm UTC (link)
Да, и такое бывало...

(Reply to this) (Parent)

созрела устойчивая неприязнь к старым революционерам
[info]ya_tanechka
2005-08-10 10:54 am UTC (link)
А к толстым красным карандашам?
------
Самый ненавистный антикомплимент:"Ты совсем не похожа на еврейку! Евреи не такие!"

(Reply to this) (Thread)

Re: созрела устойчивая неприязнь к старым революционер
[info]albir
2005-08-10 01:17 pm UTC (link)
Да, ты понимаешь...

(Reply to this) (Parent)


[info]sable_fuzzy
2005-08-10 11:48 am UTC (link)
А я вообще не понимаю, как это люди ухитряются евреев от не_евреев отличать, и по этому поводу заморачиваться, неужели не все равно?

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-10 01:15 pm UTC (link)
И это прекрасно, что не понимаете.

(Reply to this) (Parent)


[info]el_41
2005-08-10 01:21 pm UTC (link)
Спасибо.Интересно и до боли знакомо.
у меня к эпизоду о дне смерти Сталина

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-10 01:28 pm UTC (link)
Спасибо и Вам. Мне было очень интересно и ВАЖНО это прочесть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]el_41
2005-08-10 01:53 pm UTC (link)
А почему ВАЖНО?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-08-11 05:24 am UTC (link)
Среди моря слез, пролитых по поводу смерти Пржевальского, так приятно отыскивать островки тех, кто этому радовался.

(Reply to this) (Parent)


[info]israelim
2005-08-10 01:25 pm UTC (link)
Саша, я сейчас напишу крамольную вещь - не обижайся. По-моему, евреи очень часто ищут обидчиков там, где их нет. Если человек скажет, например, рыжему, что вот он по характеру на всех рыжих не похож, то этот рыжий должен обидеться?
Вот с евреями что-то похожее выходит. Сложился отрицательный стереотип еврея: жадного, корыстного, хитрого... Кто-то с этим не согласен и, по простоте душевной, не желая обидеть, говорит, что именно тебя он таковым не считает.
Я, например, по интонации чувствую,что имеет ввиду говорящий. Моя бывшая коллега, бывало, хватала меня за руки и с больным восторгом произносила, что от евреев с их умом, музыкальностью и пр. и пр. она в таком восторге! Я б ее придушила, чессслово - так это противно звучало! Правда, недолго: я лишила ее премии за что-то, так всю правду сразу узнала о "проклятых евреях". :))
Ну, конечно, воспитанный человек не будет и вспоминать о национальности приятеля, тем более, как бы "поднимать" ее до "уровня" своей. Но все вокруг были воспитаны своими папами-мамами...

Меня очень раздражают азербайджанцы и армяне, оккупировавшие российские рынки, но, конечно, об этом я не скажу своим двум давним друзьям, с которыми мы дружим более 20 лет, как и им "по барабану", какое у меня отчество.

А учителя у нас в школе тоже молотили по головам и спинам толстыми указками. Так жалко было мальчишек!

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-10 01:35 pm UTC (link)
Вообще-то ответ надо было бы отложить до завтра. Устал я сегодня больно. Но все же напомню, что ты сама сказала об ИНТОНАЦИИ. И еще. Болезненно реагировать нас приучили с детства. Такая страна была, такое непрекращающееся время.

(Reply to this) (Parent)


[info]tima
2005-08-18 07:18 am UTC (link)
интересно, если кто-то покопается в том сортире...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-08-18 07:32 am UTC (link)
О, там замечательная история! Весь третий этаж флигеля, прилегающего к сортиру, купил какой-то владелец магазина. Заодно прикупил и сортир и то, что над ним (бывшая голубятня). Во дворе были две семьи, не имевшие туалетов (!!!), так он им построил персональные. И вымахал себе дополнительное строение. Говорят, что на месте сортира у него бассейн, а над сортиром (сам вчера видел!!!) балкончик с искусственными цветами. Вот!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tima
2005-08-18 07:37 am UTC (link)
стало быть арсенал теперь под бассейном...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-08-18 08:40 am UTC (link)
А бассейн во дворе почему-то называют: Карибы над сортиром.

(Reply to this) (Parent)


(22 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…