albir ([info]albir) wrote,
@ 2005-11-13 13:23:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Одесса, Одесса. Погуляем?

От Чернобыля до Чернобыля или прогулка по Одессе
Люблю гулять по Одессе. Особенно по любимым местам. Александровский проспект… Бывший проспект Мира, бывший проспект… Нет, об этом не стоит. Сегодня, оказавшись у тоже бывшего ресторана «Киев», решил прогуляться, да что нового тут посмотреть. Собственно, и сам проспект отсюда начинается. Вспомнилось, и как потом окажется не зря, что когда проспект был еще Мира, а здание, где сейчас «Приватбанк» еще рестораном «Киев», то с тыльной стороны этого ресторана, под этим самым «Киевом» имелось маленькое, уютное кафе, где можно было посидеть за чашкой кофе с вкуснейшим пирожным и даже поиграть в преферанс. После известных событий апреля 1986 года, завсегдатаи кафе прозвали его «Чернобылем». И название прижилось.

Ну, да ладно. Что было… Перехожу через улицу Бунина на противоположную сторону. Кстати, о названии улицы. Уж не знаю, почему именно эту улицу назвали именем великого писателя. Правда, версия есть. Помнится, в начале девяностых горисполкомовцев охватил зуд «возвращения улицам их исторических названий». Дров наломали! Зачем-то обидели вовсе беспартийного академика Павлова, переименовав улицу его имени в Ольгиевскую, не стало улиц Чкалова, Петра Великого, Короленко… Но я не об этом, а о том, что в один прекрасный день улицу имени какого-то Баранова опять сделали Княжеской. Сделали и сделали. А потом спохватились: ведь на улице этой, в доме 27, И.А. Бунин проживал, даже доска мемориальная имеется. Выводов не сделали, а узелок на память остался. И пригодился, когда принялись переименовывать улицу имени Розы Люксембург. Прежнее (историческое!) название Полицейская – не подходило. Вот тогда и вспомнили о И.А. Бунине. Правда, злые языки напоминают, что в Одессе полицмейстер имелся по фамилии Бунин.
Итак, улицу Бунина ( какого из них?) перешел, стою напротив бывшего ресторана на пятачке, который тоже представляет из себя своеобразный памятник. Во-первых, на этом месте первоначально планировали разместить скульптуру Э.Неизвестного «Золотое дитя…». Даже площадку начали готовить. Потом, правда, передумали и установили памятник у Морвокзала. В конце концов сошлись на памятнике Адаму Мицкевичу. А во вторых, пятачок этот своеобразный памятник нашим соотечественникам, уехавшим на ПМЖ в Германию. Каждую среду с утра до вечера и сейчас толкутся там люди, желающие жить на Берлинщино-Мюнхенщине. Обмениваются информацией, промышляют насчет анкет… Потом уезжают навсегда, а на смену им приходят новые. Что грустно – толпа, собирающаяся тут по средам, меньше не становится.
Размышляя над этим, чуть не натыкаюсь на скромную плиту, находящуюся всего в нескольких шагах. А на плите надпись, гласящая, что поставлена плита эта в память граждан Одессы, заложников, повешенных 24 и 25 октября 1941 года на этом месте, после того, как подпольщики взорвали немецкую комендатуру на Моразлиевской.
Это, конечно, совпадение, не более. И люди имеют право ехать туда, куда захочется. Да и плиту памятную, они, занятые предотъездными делами, наверное, и не видели…
Однако же, пора дальше. Иду не торопясь. Впрочем, вот новый памятник. Установлен лет восемь назад, называется: «Защитникам правопорядка.». Юноша-воин, эдакий современный Атлант с трезубцем на груди попирает гидру преступности, заслоняет нас от беды и скорби. Но скорбь все-таки есть. Потому что вокруг памятника установлены плиты с именами милиционеров, погибших на боевом посту. Дат много. И среди них уже плиты, датированные 2004-м годом…
А дальше – стройка. Кому-то мешала «Книжка» (Книжный базар) на Греческой площади. Снесли. А теперь строят по-новой. С размахом, натурально. Так что, книги теперь будут еще дороже.
И снова иду по проспекту, гляжу по сторонам, вспоминаю. Вот еще один пятачок-памятник. На сей раз – квартирообмену. Испокон веков на пятачке, расположенном на углу Чичерина и проспекта Мира (ныне Успенской угол Александровский проспект) собирались люди, желавшие улучшить или просто изменить свои квартирные условия. «Квартирная биржа» называлось и называется это место. Самое интересное, что при таком обилии всяких агентств по недвижимости, биржа эта все еще популярна и народу тут по вечерам множество. Но сейчас утро, посему тут всего с десяток человек, бдительно изучающих объявления о покупке-продаже-обмене квартир, размещенные на огромном щите. Почти безлюдье…
Зато у мемориала, атаману Антону Головатому многолюдно. И не потому, что этот участник взятия Хаджибея и Измаила столь популярен среди одесситов, а потому, что тут любят гулять мамы с детьми. Особенно дети. Еще бы – просторно, много такой же малышни, а еще и на настоящих лошадках можно покататься. К лошадкам, впрочем, еще вернемся, а пока посмотрим на сам памятник. Размеры его, мягко говоря, впечатляют. Еще бы – сама площадка, занятая мемориалом имеет метров пятьдесят в диаметре. Сам измерял, правда, шагами. Спереди и сзади две стелы. На одной из них, той, что спереди, сообщается, что благодарные потомки, то есть мы с вами, разорились на это великолепие. И цитата из Т.Шевченко, конечно. Без нее не так убедительно.
А сам памятник? О, он грандиозен! На переднем плане – атаман, примерно в два человеческих роста. Сидит, думу тяжкую думает. А сзади – конь его верный. Тоже голову опустил, тоже задумался. Вокруг памятника бдительно бродят дворники, сметают листву. Дворники тут обязательны. Это как пост за каким-то номером. Дело в том, что прогулочные настоящие лошади иногда оставляют после себя, скажем так, яблоки. И «благодарные одесситы», конечно из сугубо хулиганских побуждений, так и норовят подсунуть эти яблоки под хвост коню атамана. Одесситы есть одесситы...
И еще один памятник – одесситам – жертвам Чернобыльской катастрофы. Расположен на углу проспекта и Малой Арнаутской. Грустный и… звонкий. Звонкий… Не знаю, почему пришло ко мне это слово. Но пусть будет. Арка из четырех колонн с маковкой-куполом, увенчанным крестом. . Под маковкой - колокол. И камень скорбный внизу. А на нем надпись из Иоанна Богослова:
- …Упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… Имя сей звезды Полынь и многие из людей умерли.
Так и было. И есть еще…
Напротив часовни – обелиск. На высокой колоне распятый нашим временем человек, раздираемый изнутри орбитами атомов.
Обелиск облицован черной мраморной плиткой, которая частично сорвана. Более того, некоторые пытались наклеить на колонну какие-то свои объявления. Что поделать, рядом Привоз, и люди эти, видимо получили воспитание именно там.
А круг как-то неожиданно замкнулся. Начали с шутливого названия кафе, а закончили огромной и непреходящей трагедией. Увы.
А дальше, как упоминал уже, "Привоз". Но я его не люблю, поэтому туда не пойдем.




(47 comments) - (Post a new comment)


[info]ex_skazochka1
2005-11-13 03:27 am UTC (link)
Спасибо , Саша! Вот и по Одессе с Вами прогулялась , мне , правда , сравнивать не с чем , ни старого , ни нового в Одессе не видела , к сожалению...
А подумалось мне , что очень во многих городах бывшего Союза теперь есть такие "чернобыльские" памятники , печальные...
Прогулку продолжите?:)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 03:53 am UTC (link)
Катя! Была уже одна прогулка, довольно большая, раньше. Где-то в недрах моего журнала имеется. И, конечно, еще побродим.

(Reply to this) (Parent)


[info]irkathena
2005-11-13 03:39 am UTC (link)
И ты вот так публично признаёшься, что гулял сегодня в двух шагах от меня - и не сделал даже попытки заглянуть на чашку кофе! Ууууу... Ты неправ.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 03:51 am UTC (link)
Ир! Это старые записи. Я их обобщил и добавил про книжку. С моей ногой далеко не побродишь. Ланда, прада, что-то делает, но пока так.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Абманщик какой!
[info]irkathena
2005-11-13 04:01 am UTC (link)
Я там вчера проходила - так всё очень точно прописано, я и купилась ;-))
А ты вместе со своей ногой всё равно заходите!

(Reply to this) (Parent)


[info]venichek
2005-11-13 05:00 am UTC (link)
Большое спасибо! С удовольствием погуляла с Вами. И посмеялась, и погрустила.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:02 am UTC (link)
Не за что. Я люблю про Одессу рассказывать.

(Reply to this) (Parent)


[info]mrka
2005-11-13 05:06 am UTC (link)
Ну наконец-то.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:03 am UTC (link)
Ой, Маш! Опять загадки. Что - наконец-то?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mrka
2005-11-13 07:27 am UTC (link)
Наконец-то про город. Интересно же!

(Reply to this) (Parent)


[info]yulya
2005-11-13 05:11 am UTC (link)
Неужели больше нет ресторана "Киев" и кафе, где пирожные? А где же теперь в Одессе покупают пирожные?

(Reply to this) (Thread)


[info]levkonoe
2005-11-13 05:41 am UTC (link)
вот с пирожными все в порядке, их можно купить где угодно, сколько угодно, и очень-очень вкусных. На углу Гаванной и Дерибасовской, например, в большом бывшем овощном, который выходит и на Гаванную и на Дерибасовскую. Мы там всегда затовариваемся совершенно чудными крошесными заварными, попутно рассматривая марципановых Барби, шоколадных машей и даже, по-моему, торты в виде автомобилей.
А кроме того на Дерибасовской еще десяток кафе и прочего.
И у нас на выселках та же история, куда ни сунься. Везде вкуснятиной пахнет, они ее прямо там делают... А в суперах Таврия эти гады такие булочки пекут!!! Просто беда для талии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]levkonoe
2005-11-13 05:42 am UTC (link)
крошесными=крошечными, конечно. Такие, на один укус.

(Reply to this) (Parent)


[info]yulya
2005-11-13 05:44 am UTC (link)
Ну, спасибо, успокоили. А то уже приуныла - соберусь приехать, а пирожных нет.:))

(Reply to this) (Parent)


[info]albir
2005-11-13 07:04 am UTC (link)
Ну, вижу, Ира Вам все рассказала. "Что я еще могу сказать?"

(Reply to this) (Parent)


[info]levkonoe
2005-11-13 05:13 am UTC (link)
Согласитесь, что Книжка на Греческой, при всей своей полезности, была все-таки достаточно безобразна с виду. Фанерные столики и пластмассовые навесы - не то, что стоит иметь на красивой центральной площади...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:05 am UTC (link)
Согласен. Но за новые столы, на новй книжке будет такая аренда, что каждая книга будет стоить на 5-20 гр. дороже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:10 am UTC (link)
Кстати, Витковский Вам не прислал Павла П? А то я купил первую книжку, проглотил, а 2-й и 3-й в Одессе нет.

(Reply to this) (Parent)


[info]levkonoe
2005-11-13 07:36 am UTC (link)
не дороже чем будем покупать...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:54 am UTC (link)
Ира! А как удалять френдов, которые зафрендили тебя? А то ко мне тоже алкаголики прилипли. Противно же!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]levkonoe
2005-11-13 08:20 am UTC (link)
надо открыть http://www.livejournal.com/admin/console/
и там в окошке написать

ban_set alkogoliki

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-13 08:39 am UTC (link)
Cпасибо. Справился.

(Reply to this) (Parent)


[info]shumilka2
2005-11-13 05:38 am UTC (link)
Вот на улицу Чичерина и приехала я первый раз в Одессу к своей тетушке:)) Мне было 12 лет, и меня впервые отпустили одну на поезде.
С тех пор и воспоминания. Но потряс меня тогда пляж, который назывался Лузановка, с какой-то особо бархатной водой (как мне казалось)и неимоверно синим морем.
Одесса тогда казалась мне не городом, а прекрасной особенной страной, в которую собиралась вернуться, когда вырасту, чтоб тетя не ходила за мной по пятам:). Тети нет уж на свете, а Одесса, действительно, стала другой страной... но по-прежнему родной и теплой:))

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:12 am UTC (link)
Лузановку я с детства не любил. Видите как? Там очень мелко и нужно долго-долго идти, прежде, чем можно будет поплыть. Одесса действительно страна. У меня даже об этом когда-то роман был...

(Reply to this) (Parent)


[info]camomile
2005-11-13 06:28 am UTC (link)
Ай, спасибо огромное, Александр Иосифович.

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 07:01 am UTC (link)
Вера! Сообщи мне, на всякий случай, свое отчество. Я тоже буду со всем уважением... :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Рассмеялась:-)
[info]camomile
2005-11-13 07:04 am UTC (link)
Саша, это я ж с отчеством, от обалделости.
Потому как, будто вновь по Одессе прошлась, куда безумно тянет и не только личное, а и любовь к этому городу, про который никак не могу с лета дописать очередные впечатления...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Рассмеялась:-)
[info]albir
2005-11-13 07:14 am UTC (link)
Ладно. Ежели от обалделости, тогда ничего...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Рассмеялась:-)
[info]camomile
2005-11-13 07:23 am UTC (link)
Ну и от уважения безмерного:))
А за прощение - спасибо.

На самом деле очень живо написано. Наверное, если бы я, и не была никогда в Одессе то, прочитав это - испытала бы чувство сопричастности твоей прогулке.

(Reply to this) (Parent)


[info]_lus_
2005-11-13 10:09 am UTC (link)
Мы везде пойдем.:) Нам в принципе там хорошо.
http://www.livejournal.com/users/_lus_/44178.html

(Reply to this)


[info]angus_barker
2005-11-13 12:07 pm UTC (link)
Чудно.
И очень красиво.
Вот только с "книжкой" я с вами ни за что не соглашусь.
Давно минули те времена, когда "книжка" была источником неожиданной и/или интересной литературы. В последние лет 5 - это не более чем легализованный пункт нелегального обмена "черного нала". Причем зачастую - слово черный относится и к моральной стороне. Наркоденьги в том числе. Да и само существование такого "пункта обмена" жавало приличный нелегальный доход в карманы "крышующих ментов".

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 12:32 pm UTC (link)
Я все это знаю. Сам менял там деньги и неоднократно. Но и книжки там попадались. И попадаются. Но, увы, не всегда хватает денег. А на новом месте точно хватать не будет, ибо там аренда еще дороже. Что до крышующих ментов, то для них парочка кварталов не помеха.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]angus_barker
2005-11-13 12:45 pm UTC (link)
Не будем про ментов и про валюту - это дело ясное и всем нам понятное. Почти как карманная кража на 5 маршруте.
Вот про книжки давайте чуть подробнее - я перестал покупать книги там, после крайне знаковой, для меня истории. Захотелось мне добыть "Писатель и Самоубийство" - и Чхиратишвили мне нравится, и морбид меня всегда интересовал, а тут такое исследование. Напомню что год был 2000.
На книжке мне сообщили, что книга крайне редка и стоит 65 гривен. И как минимум 30 я должен дать в качестве залога. На счастье из Киева ехала моя хорошая знакомая. И прикупила мне на Петровке оную книгу за 20 гривен. Билет на Черноморец тогда стоил 27 гривен. Ну а после того как в городе появилось не менее двух конкурирующих организаций (КС и Орфей) жизнь книголюба стала легче. Теперь появился еще и возрожденный Центральный Книжный.
Так что ни смысла, ни цели существования библиоспекулянтов - я не вижу.
А кусок Александровского - убили. Его вообще сейчас убивают - сначала маршрутки на Поскот, потом вооюще все маршрутки, а скоро и Успенская зашумит 4рядным движением.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-13 12:57 pm UTC (link)
Ну, честно говоря, я в книжных (Бунина, Преображенская) мало, что нахожу для себя. Или нахожу, но дороже, чем на книжке. Что касаемо этих двух конкурирующих организаций, то они конкурируют друг с другом, а никак не с книжкой. Так что, спекулянтам ничто не грозит. Да и магазины большие спекулянты. Покупают на той же Петровке или в Харькове, где книги много дешевле.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lady_hell
2005-11-13 05:01 pm UTC (link)
Недавно искала дочке 6-го Поттера на украинском. В КСК он стоил 37.50, в Орфее - 35, на "книжке" - 50. Её цены давно перешагнули магазинные.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-14 02:39 am UTC (link)
На книжке на разных столах разные цены. Поттер есть и по 40. Не в этом дело. А в том, что ассортимент "книжки" получше будет, да и оперативней тамошние деятели. ВСе это очень противно, очень накладно, но от противной привычки покупать книги отвыкнуть не могу.

(Reply to this) (Parent)


[info]obwohl
2005-11-13 12:22 pm UTC (link)
M-m-m... preferans...

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-13 12:34 pm UTC (link)
Давно не играл. А любил... Очень!

(Reply to this) (Parent)


[info]lichoman
2005-11-14 08:56 am UTC (link)
Спасибо за прогулку по городу...
Так значит, улицу Розы Люксембург переименовали?
Ну, тогда за Неву теперь можно не беспокоиться... :)

Саша, а можно перейти с вами на "ты"? А то почитала чужие комменты и обзавидовалась, что все с вами так запросто... ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]albir
2005-11-15 04:09 am UTC (link)
Никаких возражений не имеется.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lichoman
2005-11-15 08:36 am UTC (link)
Не сработало... :(
А я так надеялась, что ты спросишь, "а причем тут Нева?"
И тут я бы рассказала анекдот 1924 года рождения...:)
Или ты его и без меня знаешь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-15 10:10 am UTC (link)
Да, кстати, скажи, пожалуйста: - А при чем тут Нева?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lichoman
2005-11-15 10:42 am UTC (link)
Как? Неужели ты не знаешь?! :)
Нева при том, что, когда 23 сентября 1924 года случилось страшное наводнение в Петрограде как раз накануне, переимнованного в Ленинград, то в народе ходили упорные слухи, что Нева вышла из берегов потому, что до нее докатились слухи о грядущем переименовании ее в Розу Люксембург...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2005-11-15 11:11 am UTC (link)
Ну, тогда уже Арман! :-)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lichoman
2005-11-15 12:41 pm UTC (link)
О, это что-то!...))
Но люди 1924 года до этого еще не додумались...
Этот анекдот я читала в письме Пастернака к Мандельштаму, написанного в ноябре 1924 года.

(Reply to this) (Parent)

Квартирная Биржа
[info]meesha_v
2005-11-17 07:31 am UTC (link)
Интересно как это началось и почему именно там?Почему первый квартирообменщик вышел именно туда и вокруг него образовалась толпа единомышленников? Толпа напротив б.ресторана Киев образовалась там из-за близости к ОВИРу,а квартирная биржа-загадка.

(Reply to this) (Thread)

Re: Квартирная Биржа
[info]albir
2005-11-17 09:30 am UTC (link)
Не знаю... А ведь правда, почему? Завтра увижусь с Губарем и Ростиславом Александровым. Не забыть бы, спросить.

(Reply to this) (Parent)


(47 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…